Опасно ли летать на мотопараплане?

Статистика, говорит о том, что гораздо безопаснее, чем ездить на обычном мотоцикле, или кататься на горных лыжах. Ведь скорости полета совсем небольшие, и даже если совсем не управлять полетом, приземление скорее всего обойдется без неприятных последствий. Параплан может спокойно планировать без вмешательства пилота. Если мотор заглохнет (например кончится бензин), то вы мягко спланируете на ближайшую посадочную площадку.
Как говорят, безопасность у нас в голове. Если соблюдать нехитрые правила, то многие годы вы будете наслаждаться полетами без стрессов и травм.

Правила безопасности:
  • Использовать подходящее сертифицированное оборудование.
  • Правильно выбирать погоду для полетов.
  • Осуществлять предстартовый контроль.
  • Использовать средства пассивной безопасности (шлем, специальную обувь).
  • Отказаться от полетов, при воздействии неблагоприятных факторов, например усиление ветра, плохое самочувствие, неисправности оборудования.
  • Не залетать в зоны турбулентности.
  • Знать и соблюдать правила расхождения воздушных судов.
  • Летать в неконтролируемом воздушном пространстве (границы указаны на карте).
  • Не летать на малой высоте (особенно по ветру) в условиях повышенной турбулентности.
  • Всегда иметь под собой резервную посадку на случай отказа двигателя.
  • Иметь устойчивые навыки старта.
  • Правильно оценивать свои возможности.
  • Не учиться самостоятельно, без инструктора — это кратчайший путь к травме.
02.04.2008 Дмитрий Румянцев
Парапланерным школам посвящается!

На форуме обсуждается много различных тем, в том числе про то, можно ли научиться летать самостоятельно или все же нужно учиться в клубе, но нигде не нашел отзывов учлетов о своих парапланерных школах. Общаясь с коллегами парапланеристами слышал много историй про попытки самостоятельно научиться летать, про сломанные руки, ноги, позвоночники и другие травмы. Но редко слышал слова благодарности в адрес тех людей, кто помог подняться в небо, кто указал на ошибки и уберег от беды.Хочу рассказать свою историю. Всю жизнь тянуло в небо. Закончил ЛИАП. Пробовал учиться летать на настоящих самолетах, занимаюсь радиоуправляемыми моделями. Но конкретно ничего так и не зацепило… Отдыхая на острове Тенериф часто наблюдал за парящими у вершин гор парапланеристами. Представлял, как красиво смотрится сверху это остров и как классно там наверху над облаками. В один из дней, загорая с женой на пляже, мы заметили параплан с мотором, который бодро передвигался над водой вдоль береговой линии. Парапланерист догонял парашютистов, которые двигались на тросовых подцепах за катерами, летал рядом и вокруг, делал крутые спирали и разные кульбиты, спускался к самой воде и летел вдоль нее, касаясь ногами поверхности и скользя как на лыжах. Затем он прибавил газу и легко ушел вверх, набирая высоту. Вот тогда меня зацепило.Вернувшись в С-Петербург сразу полез в интернет искать информацию про парамоторы и парапланы. Информации оказалось слишком много для новичка. Первое, что меня интересовало — это уровень безопасности этих летательных аппаратов. Ранее слышал много рассказов от знакомых дельтапланеристов и парапланеристов о различных летных происшествиях с тяжелыми для пилотов последствиями. Залез на youtube.com и по искомым словам «paraglider crash» и «paragliding aсcident» нашел много видеороликов с летными происшествиями. Просмотр видеороликов немного охладил мой пыл и отрезвил мои стремления осваивать крыло с мотором самостоятельно. Следующим моим шагом был сбор информации по ценам. По укоренившемуся мнению считается, что у буржуев все должно стоить дешевле. Но исследовав не один десяток сайтов производителей парамоторов я пришел к выводу, что в России цены на парамоторы ниже минимум в 1,5 раза. Цены на парапланы примерно одинаковы. Для себя я четко решил, что буду заниматься парамоторами, т.к. больших склонов рядом нет, а ездить куда-то далеко в горы для свободных полетов часто не получится. Пришел черед искать парапланерную школу, которая бы предоставляла качественное обучение за разумные деньги. Нашел в С-Петербурге пять сайтов клубов, которые предлагали обучение и технику. Два отбросил сразу, т.к. информация на сайтах была устаревшей и недостаточной. Осталось три клуба. Изучил всю доступную информацию об этих клубах, которую удалось найти через поисковик. Начал обзвон по телефону. Первым в очереди был один из старейших клубов в С-Петербурге. Трубку снял суровый человек, который голосом, не допускающим возражений изложил мне программу обучения и информацию о ценах. Мне понравилась четкая программа обучения и цены, наличие помещения для теоретических занятий, но не понравилась военно-командная система общения и то, что парамоторам выделяется второстепенное место. О втором клубе, куда я позвонил далее, я слышал от своих знакомых. Клуб достаточно молодой, но популярный за счет организации лебедочных полетов. Есть программа обучения и выезды, в том числе есть парамоторный курс, но основная направленность — свободные полеты. Третьим в очереди был клуб ProstoLeti.Ru, сайт которого www.prostoleti.ru мне больше всего понравился. Особенно импонировало, что этот клуб (кроме свободных полетов и выездов) уделяет особое внимание парамоторному направлению и имеет место для проведения теоретических занятий в центре города (что для меня достаточно удобно). На мой звонок ответил вежливый приятный мужской голос (это был Алексей Кучеренко). Я получил подробные ответы доступным языком на все свои вопросы по поводу парапланов и парамоторов, безопасности полетов, программы обучения, цен, где и когда можно посмотреть вживую на полеты и т.д. Выбор был сделан однозначно и безоговорочно в пользу этого клуба и я сразу записался на теоретические занятия.Итак… Начинаем обучение. Теоретический курс. Собираясь на первое занятие по теории я заранее готовился к скучной лекции. На деле все получилось совсем не так. Первое занятие, посвященное конструкции параплана и основам аэродинамики вели Алексей Кучеренко и Георгий Розов. До начала обучения новички заполнили анкеты и оплатили страховку своего здоровья (можно оформить в клубе, можно пойти самому в страховую компанию). Инструкторы по очереди излагали нам теоретический материал, разбавляя теорию практическими примерами и видеоматериалами и давали возможность ученикам активно высказываться и задавать вопросы. Время пролетело очень незаметно и вместо 3 часов мы обсуждали теоретические вопросы 4 часа. На следующее занятие я уже шел с большим энтузиазмом и желанием. Между теоретическими занятиями мы несколько раз выезжали в Можайку на предполетную подготовку в поле. Сначала изучали на практике устройство крыла и подвески, учились раскладывать и складывать параплан, повторяли основы безопасности при предполетной подготовке, затем начали учиться поднимать крыло передним и задним стартом, удерживать его, маневрировать с крылом в движении, учились собирать и разбирать парамотор, заводить двигатель, бегали с заведенным мотором по полю, управляя тягой, учились поднимать и удерживать крыло с работающим парамотором. Занятия по наземной подготовке заняли у меня 4 полных дня. Время пролетело очень быстро и незаметно… Наступило время экзамена по теории. Экзамен проходил в дружной и теплой обстановке в одном из кафе у Кировского завода. Собрались и учлеты и пилоты, которые уже давно прошли обучение. Всем выдали экзаменационные билеты и дали время на подготовку. После чего началась проверка ответов, которые мы все дружно обсуждали. К своей радости я понял, что теоретические занятия не прошли даром — я сдал экзамен. И вот первый самостоятельный взлет под контролем инструктора по летной подготовке парамотористов Гергия Розова, связь по рации. Передний старт по команде инструктора, вывод купола, выравнивание по жестам инструктора, увеличение газа/тяги, пробежка… Инструктор уже остался сзади, вроде начинает отрывать от земли, газ полный. Подгибаю ноги и чувствую, что рано (вспоминаю слова инструктора про типичные ошибки новичка при старте), нужно было еще бежать. Просаживаюсь почти до самой земли и чувствую, что сейчас саданусь ограждением и сломаю пропеллер. Инстинктивно подтягиваю клеванты и меня вытягивает вверх и начинает поднимать. Земля стремительно уходит вниз. Страх и ужас. Страх — потому, что не знаю, что будет в следующую минуту и как поведет себя крыло, ужас — потому, что все еще вишу в ремнях подвески — дышать трудно, в голову лезут мысли про сложения на взлете и тяжелые травмы про то, что зря я себя втянул во все это. Слышу родной спокойный голос по рации: «Все хорошо, держим газ, продолжаем набор высоты до 50-ти метров. Можно устраиваться в подвеске». Сразу успокаиваюсь. Пытаюсь втолкнуть зад в подвеску, но не получается. Вспоминаю советы инструктора, что можно поерзать и помочь рукой. Отпускаю правую клеванту, упираюсь правой рукой в ремни и затискиваюсь в подвеску. Теперь я комфортно сижу, ремни не давят, дышу легко. Тем временем слышу по рации: «Высота 50 метров. Сбрасываем газ до 2/3. Начинаем плавно делать левый поворот на 90 градусов. Тянем левую клеванту. Интенсивнее…». Делаю левый поворот. Какая красота открывается сверху! Свершилось то, о чем мечтал. Я лечу как птица!!! Начинается эйфория. Но голос по рации не дает забываться и постоянно корректирует мои действия. Делаю два круга над полем и захожу на посадку, слушая команды с земли. Приземление получилось на удивление плавным и мягким. От счастья забыл, что после приземления нужно сделать пробежку, удерживая крыло и только затем его загасить. Как только ноги коснулись земли, инстинктивно мягко опустился на колени, после чего крыло потянуло меня назад и я сделал «черепашку» (тут же вспомнил слова инструктора про типичные ошибки новичка при посадке). Мотор был выключен еще в воздухе. Ничего страшного не случилось, в парамоторе ничего не сломалось. Я просто беспомощно лежал на спине на ограждении парамотора и судорожно затягивал клеванты. Георгий Розов сделал памятный снимок и помог мне подняться. Потом были еще полеты и еще, все становилось более привычным и понятным, но впечатления от первого полета остались самые яркие. По программе положено 2 часа налета на технике клуба. Я налетал больше. И когда мне сказали, что курс обучения закончен и я могу начать летать самостоятельно, мне стало грустно. Грустно не потому, что меня научили, а потому, что один из замечательных периодов жизни (как школа или институт) завершился. Во время обучения рядом со мной всегда были люди, готовые помочь и подставить плечо. Люди, которые меня уберегли от возможных ошибок и травм. Люди, с которыми я сроднился духовно. Время идет… Сейчас мы продолжаем летать вместе и я наблюдаю, как новые учлеты успешно проходят обучение и совершают свой первый полет и как каждый раз переживает инструктор за своего ученика.
Посчитав сколько времени и сил отдается на обучение каждого ученика, я четко осознал, что стоимость обучения полетам на параплане в России очень низка (почти символична). Вспоминая свои мысли по поводу самостоятельного обучения, прихожу в ужас и понимаю, что цена была бы очень высокой. Здоровье бесценно.
Хочу выразить огромную признательность клубу Винговер (С-Петербург) и лично моему инструктору по летной подготовке Георгию Розову за терпение, профессионализм и внимательное отношение. А также, хочу отдать дань уважения всем инструкторам парапланерных школ и клубов, кто занимается обучением и отдает свои силы, опыт, душу и здоровье (нервные клетки не восстанавливаются) тем, кто хочет подняться в небо.

06.06.2009 Александр Красюков
Мечта летать!
Кому из нас не хотелось, подобно птице, взлететь в небеса, полюбоваться красотами нашей родной земли, дотронуться рукой до облаков и промчаться над водной гладью, едва касаясь ногами поверхности воды? Бесполезно и бессмысленно причитать, спрашиваю пустоту: отчего люди не летают как птицы? Нужно просто взять, и полететь!Еще совсем недавно можно было угодить в психиатрическую лечебницу при попытке доказать кому-нибудь, что можно парить в небе, подобно орлу, а можно, вооружившись компасом и высотомером, самостоятельно отправиться в воздушное путешествие, любуясь окрестностями с высоты птичьего полета. Но теперь это реально! Мысль об этом давно осаждала мой мозг, возможность промчаться над знакомыми с детства местами, побывать там, куда нет возможности добраться по суше и воде, теребила сознание. Так я попал на курсы мотопарапланеризма в клуб «Wingover». Занятия включали в себя пятнадцатичасовой теоретический курс и практическую подготовку на летном поле. Все, что касается теории, я опускаю, ввиду того, что те, кому это интересно, всегда могут почитать соответствующую литературу. Практика с крылом началась с наземной подготовки, которой было посвящено не менее 4-5 занятий. Как выяснилось впоследствии, изнурительные тренировки по выводу и стабилизации купала, имеют огромное значение для будущего пилота. Как часто я наблюдал совершенно банальные ошибки на старте, допускаемые нерадивыми новичками и приведшие к совершенно неприятным последствиям. Неудачный старт, неправильные действия пилота способны причинить как вред здоровью, так и существенный материальный ущерб. Поломанные винты, ограждения парамоторов, изрубленные стропы, купола — все это не дешевое оборудование стоит лишних часов, проведенных на земле в изучении поведения купола. Инструкторы клуба Георгий и Алексей, знающие свое дело, прекрасно обучили тонкостям управления парапланом. Уроки на летном поле, и теоретические семинары — это то, что необходимо для качественного освоения воздушного пространства. В конце концов, это безопасность, это самое дорогое, что у нас есть — наша жизнь. Потому, оглядываясь назад, я абсолютно уверенно могу сообщить тем, кому это действительно интересно: не пытайтесь самостоятельно освоить летательный аппарат — любая ошибка на стадии самообучения может привести к самым страшным последствиям в будущем. Свою жизнь можно доверять только профессионалам. Одновременно с этим, атмосфера, царящая в клубе единомышленников, безусловно, способствует самому процессу обучения — в команде всегда легче преодолевать трудности!Проводя время в работе с куполом, много раз предоставлялась возможность оценить взлеты и посадки товарищей, анализировать их, пытаться понять, чтобы не допускать в будущем их ошибок. В определенный момент становится обидно, что кто-то, придя учиться после тебя, уже взлетел, а ты все еще прозябаешь на земле. Этот момент нужно с честью пережить. Инструкторы способны лучше Вас оценить, готов начинающий пилот к тому, чтобы выполнить свой первый в жизни взлет или необходимо потратить еще пару дней на изучение купола. Это не означает, что Вы менее талантливы и медленнее обучаетесь, возможно, ваши знания просто требуют лучшего закрепления. В любом случае, все то время, которое Вы проводите с крылом на земле, ни в коем случае не будет потрачено впустую — оно улучшит Ваше понимание воздуха и его удивительных свойств, позволит осознать нюансы поведения купола в тех или иных ситуациях.Итак, пришло время первый раз отрываться от земли. Я готовился к старту. Нервы были натянуты, как гитарные струны, от волнения все существо потряхивало. Но нужно было собраться с мыслями и сделать это шаг в неизвестность. Последний контрольный осмотр подвесной системы и послушно лежащего на земле, готового к рывку, параплана. Георгий по рации спокойно дает команду «Стартовать по готовности». Я понимаю, что теперь все зависит только от меня, насколько хорошо усвоен весь материал, от умения сконцентрироваться и побороть все страхи. И я это сделал. Мотор взревел, разбег и:, я перестаю ощущать землю под ногами. По рации слышу спокойный голос инструктора, и понимаю, что все получилось! Пошел набор высоты: 1, 2, 3, 5, 10метров и я понимаю, что она уже перестала быть безопасной. Небольшой ветер планомерно делал свое черное дело и уносил меня в сторону от летного поля через дорогу. От испуга я попытался снизить обороты двигателя, но, ощутив, что начинаю пикировать на проезжающую мимо по трассе фуру, машинально газ добавил. Мысль была одна: на землю мне уже не вернуться, стало быть, надо взлетать как можно выше, а там уже разбираться в ситуации. Во всяком случае, будет время подумать, как я встрял в такую авантюру. Тем временем, улет в неизвестном направлении продолжался. Обрывки фраз, доносящиеся через наушник сквозь рев мотора, передавали суть вопроса инструктора: «Куда полетел?». В полуобморочном состоянии все тело свело, и залезть в подвесную систему уже не было возможности. Так я и болтался в небе на ножных ремнях в скрюченном состоянии, что крайне неудобно. По мере набора высоты сознание стало понемногу возвращаться. Почувствовалась реакция параплана на управление. Сделав круг над летным полем, на высоте порядка 300 метров, я, как инструктировали, заглушил двигатель и приступил к снижению и посадке. Выполняя команды Георгия, я без проблем приземлился. Хотя, надо признать, что сам момент захода на посадку отнюдь не был томным. По ощущениям, земля приближалась с огромной скоростью, казалось, что я вот-вот воткнусь в нее носом, предварительно пропахав несколько метров ногами. Оказалось, что это обманчивое ощущение и при должном опыте посадка не более опасна, чем прыжок с высоты 20 сантиметров. После приземления я вновь испытал прилив «шокогонных» веществ к коре головного мозга, и на некоторое время выключился из реальности. В голове проносились сцены старта, улет под действием ветра куда-то вдаль, и инструкторское «Вернись, я все прощу». Это яркий пример того, как можно одновременно вернуться на землю, и в то же время еще «витать в облаках». Вопросы однокашников при приземлении о том, как слетал, какие ощущения и т.д., хоть и не сразу, но помогли выйти из ступора и перевести эмоциональное состояние на нормальный русский язык. Несмотря на шок, это было совершенно незабываемое впечатление, которое уже через час после посвящения в пилоты, я не преминул повторить. Безусловно, справившись со страхом, удобно устроившись в подвесной системе, Вы понимаете, что, наконец, исполнилось одно из самых заветных желаний в жизни — мечта летать. Вы понимаете, что для Вас в прямом смысле этого слова открываются новые горизонты, новые дали, где Вы еще никогда не были, но обязательно хотите побывать.
P.S. Выражаю благодарность инструкторам Георгию Розову и Алексею Кучеренко, а также клубу СЛА ProstoLeti.Ru за профессионализм, проявленный в рамках программы обучения мотопарапланеризму.