Вредные проявления инстинкта самосохранения в первых полетах.

Эту статью меня побудил написать накопившийся опыт работы с начинающими парамотористами. Многие повторяют одни и те же ошибки. Когда мы начинаем летать на параплане, стоит отрешиться от многих земных привычек, и начать думать по-другому. Инстинкт самосохранения вырабатывался тысячелетиями на земле, и в воздухе он может сыграть с пилотом злую шутку.
Первое проявление инстинкта самосохранения (ПИС) – сброс газа на старте.
Сразу оговорюсь, что мы рассматриваем вариант старта в слабый ветер, когда надо давить газ до упора. Начинающий пилот успешно выводит параплан и получает команду «газ» от инструктора. Дает полный газ, прогибается, начинает разбег, набирает скорость… и вдруг неожиданно  сбрасывает газ, теряет равновесие, падает, ломает винт и деформирует ограждение.  На вопрос инструктора, почему пилот сбросил газ он отвечает, что ему показалось.… Далее следуют варианты ответов, не представляющие для нас особого интереса. Чаще всего «мне показалось, что что-то не то с крылом». Это ПИС, которое не позволяет пилоту оторваться от земли. Как только человек понимает, что земля вот-вот уйдет из-под ног и привычная опора сейчас исчезнет, он сбрасывает газ, стремясь перейти в обычное земное состояние. Часто за этим следует падение и поломка оборудования.
Как преодолеть это ПИС? В наше школе мы тренируем курсанта до тех пор, пока он не будет чувствовать себя на старте уверенно, и не поддастся ПИС. Для этого используется теоретическая подготовка, работа не тренажере с работающим двигателем, полеты с инструктором на двухместном паралёте, и конечно же наземная подготовка в необходимом количестве. Если курсант полностью готов к самостоятельному полету, то он преодолеет ПИС номер один.
Инструктор должен поддержать начинающего пилота, и гарантировать, что все идет нормально, и никаких неожиданностей не будет. Это достигается тщательным предстартовым контролем и правильной оценкой инструктором действий пилота на старте. Необходима своевременная дача газа, ровный вывод и правильный контроль крыла во время набора взлетной скорости, удержание заданного курса против ветра до и после отрыва.
Если все же что-то пошло не так, например курсант допустил слишком сильный закос крыла?
В этом случае по команде стоп необходимо плавно сбросить газ, заглушить мотор, остановиться и положить крыло. Если решение о прекращении старта производится сознательно, а не под воздействием ПИС, если курсант хорошо представляет, что от него требуется в этом случае, то он спокойно остановится, и обойдется без падений.
Второе проявление инстинкта самосохранения (ПИС) – это сброс газа на малой высоте после отрыва. Когда земля стремительно удаляется, нервы пилота могут не выдержать, и он попадает под влияние инстинкта самосохранения, который приказывает ему немедленно вернуться на землю. Ничего хорошего из этого не получиться. Если резко сбросить газ, то последует разгонный клевок параплана и встреча с землей на большой скорости. Держать полный газ! До 30 метров взлетный режим! Только достигнув высоты около 30 метров можно немного приотпустить РУД.
Можно, и нужно это сделать. Слегка сбросив тягу мы уменьшаем реактивный момент, который сбивает пилота с курса. А на малой высоте надо лететь исключительно против ветра! Кроме того уменьшается вероятность получить твист. Да и двигатель перейдет в более щадящий режим. Дальнейший набор высоты следует производить на уровне около 80 процентов мощности. Только если двигатель за спиной слабый, то высоту придется набирать на полном газу.
Третье ПИС  — это стремление летать на малой высоте, боязнь удалиться от Земли-Матушки.
После старта необходимо набрать высоту не менее 100 метров. Имея такой запас высоты можно спокойно зайти на посадку в случае отказа двигателя или при других возникших проблемах.
Конечно вопросов, возникающих при первых полетах чрезвычайно много, и я осветил только малую часть из них.
Понятие ПИС взято из книги Кейта Кода посвященной вождению мотоцикла Twist of the wrist II.
Георгий Розов, инструктор парапланерной школы ProstoLeti.Ru, май 2011.

Эта запись опубликована в рубрике «Статьи». Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Комментарии:

Оставить отзыв