Зимние полеты — советы по запуску двигателя и по полетам в мороз.

Зима в России наступает всегда неожиданно.
Приехали вы на полеты, мороз и солнце, день чудесный — а мотор не заводится. Что же делать?

Разберемся сначала, почему же наши парамоторы не всегда хорошо заводятся при низких температурах. Причина в том, что они имеют простую, даже примитивную конструкцию. Связано это с тем, что парамотор должен быть легким, а значит в нем не должно быть ничего лишнего. Можно конечно повесить на спину мотор с системой впрыска топлива, мощным стартером и солидным аккумулятором, еще и Вебасто прикрутить. Но такую вещь поднять будет тяжеловато. Так что будем исходить из реалий, и запускать наш простой и легкий моторчик, который не сильно давит на позвоночник, и который будет исправно подымать нас в небо, если мы будем к нему внимательно и с любовью относится.

Зимой воздух становится плотнее, а значит в топливно-воздушной смеси доля воздуха увеличивается, и для нормальной работы двигателя мы должны немного обогатить смесь (контроль осуществляем по цвету свечи). Кроме того испаряемость бензина ухудшается, и на холодном двигателе перед пуском требуется обогащать смесь гораздо сильнее, чем в теплый период.
С другой стороны надо не перебрать с обогащением, из-за пониженных оборотов работы стартера на морозе искра слабее, и при пуске очень легко залить свечу. Иначе говоря надо хорошо знать свой двигатель, и впрыскивать в карбюратор грушей ровно столько топлива, сколько требуется при данной температуре (речь идет о самых распространенных карбюраторах Вальбро, где надо нажать на мембрану и впрыснуть в карбюратор топливо грушей или праймером).
Если вы все же ухитрились перелить топливо (вспышек нет, пахнет бензином), то надо вывернуть свечу, почистить ее (а то и заменить на новую), вставить свечу в свечной колпачок, обеспечить контакт резьбовой части свечи с массой (свечу конечно не вворачиваем, а прислоняем например к головке цилиндра), продуть двигатель (вращать стартером до прекращения выброса топлива из цилиндра, РУД в положении полный газ), попутно контролируя качество искры. Во время продувки свеча должна работать, иначе можно повредить катушку зажигания. После продувки подкачиваем топливо и повторяем попытку пуска.

С плохим испарением бензина мы боремся дополнительным обогащением перед пуском. С пониженными оборотами стартера (холодный двигатель  провернуть труднее) боремся применением полностью заряженного теплого аккумулятора. Рекомендую иметь второй аккумулятор, такой же как штатный.
Вынул его из теплой машины, снял холодный, повесил теплый. Другой аккумулятор забрал домой на зарядку. Подзаряжать аккумуляторы зимой приходится  часто, так как емкость у них и так невелика, а в мороз и того меньше. Поэтому нам понадобится полный заряд при пуске.

Что еще надо проверить перед наступлением холодов?

Правильность установки катушки зажигания. Она должна быть на небольшом расстоянии от магнитного ротора. Для регулировки ослабляем крепление катушки, прокладываем между ней и ротором писчую бумагу, затягиваем крепление катушки. После этого вручную вращая коленчатый вал убеждаемся что катушка не касается ротора.
Натяжение приводного ремня редуктора (если редуктор ременный). Если ремень натянут слабо, то при подходе поршня к ВМТ ремень начинает проскальзывать, винт не работает как маховик, скорость движения поршня около ВМТ пониженная, вспышек нет. Проверить натяжку просто — если при резком провороте винта рукой ремень проскальзывает, надо его подтянуть.

Подытоживаем.

Что должно быть проверено перед полетами зимой:

1. Свеча новая или в отличном состоянии, зазор в норме (0.6мм).
2. Зазор между катушкой зажигания и ротором в норме.
3. Ремень редуктора правильно натянут.
4. Аккумулятор полностью заряжен и желательно теплый.

При соблюдении этих условий обогащаем смесь, точно дозируя ее поступление в карбюратор.
Если обогащение недостаточно — подкачать еще. Если перебор — открыть газ и провернуть
двигатель стартером для удаления излишков топлива. Не помогло, свеча залита — вывернуть
свечу и продуть двигатель, как описано выше.

Не проворачивайте стартером двигатель слишком долго — стартер сгорит. Если через несколько оборотов коленчатого вала вспышек нет — ищите проблему. Не рекомендую использовать для пуска большие автомобильные аккумуляторы. Возникает соблазн долго крутить стартером.
Результат — двигатель все равно не заводится, а стартер сгорает.

Если вы все же приехали на полеты с севшим аккумулятором, то при наличии помощника можно завести мотор, вращая его за винт. Как ни странно, этот способ хорошо работает. Поршень быстро проходит ВМТ, и если состав смеси правильный, то мотор запускается.

Теперь, после того, как мы запустили двигатель, поговорим о его работе в мороз.

Очень важно прогревать его постепенно, не спеша повышая обороты. Можно даже через пару минут работы заглушить его на минуту, давая теплу «растечься», потом продолжить прогрев. Не переходите на взлетный режим, не прогрев хорошенько ваш мотор! Это чревато серьезными повреждениями. Если двигатель после пуска глохнет, обогатите смесь и запускайте снова. Прогреется немного, и перестанет глохнуть. Можно кратковременно нажать на мембрану карбюратора для обогащения смеси, если к ней есть безопасный доступ.

При запуске двигателя возможно использование специальных аэрозолей для впрыска в карбюратор и быстрого запуска. Практика показывает, что это весьма эффективный метод. Считается, что аэрозоли на эфире способствуют смыванию смазки цилиндра двигателя. Рекомендуется использовать смеси содержащие эфир и пропан (KW5415 Patented Starting Fluid). Наличие пропана не только облегчает пуск двигателя при низких температурах, но и предотвращает его износ в первые секунды работы.

Чтобы не замерзнуть, перед полетом необходимо как следует прогреться — помогают пробежки, приседания. После хорошей “физзарядки” удается продержаться в воздухе час в пятнадцатиградусный мороз.

Чтобы не замерзли руки — не держите клеванты совсем (это конечно не касается взлета, посадки и полета в зоне турбулентности). Надо повернуть — взял клеванту, повернул и отпустил.
Прячьте руки от набегающего потока!
Если руки замерзли, бросьте клеванты и трясите руками внизу, как будто стряхиваете градусник. Через пару минут они начнут отходить.

И все же руки замерзают первыми. Используйте перчатки с электроподогревом — испытайте чувство непревзойденного комфорта в зимнем полете.

В мороз летайте в горнолыжных очках — берегите глаза! Возможно их обморожение!

В сильный мороз используйте маску, полностью закрывающую лицо — берегите нос и щеки от обморожения.

В заключение хочу сказать, что мне жаль, что некоторые пилоты не летают зимой. Спокойный воздух, величественные снежные просторы, мягкий пух снега…
Особенно мне нравится мчаться у земли, находясь ногами в снегу. Как будто прохладная струя омывает их. А еще здорово ехать ногами по льду озера, не отрываясь от поверхности несколько километров. А когда начинает пригревать мартовское солнышко…

Георгий Розов, декабрь 2012г.

Эта запись опубликована в рубрике «Статьи». Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Комментарии:

Оставить отзыв